В XV в. Русское централизованное государство, освободившись от татарского ига, приступило к собственной территориальной экспансии. В поисках новых пахотных земель, полезных ископаемых, в первую очередь соли и железа, великокняжеская власть снаряжала военные экспедиции, не брезгуя инициативой и различных «охочих людей».

Попытки проникнуть за Уральские горы предпринимались новгородцами еще в XI в., о чем свидетельствует полуфантастический рассказ Гюряты Роговича о «югре» в Начальной русской летописи. В 1193 г. загадочной «югрой» был наголову разгромлен экспедиционный отряд новгородского воеводы Ядрея , но в 1336 г. отряду Александра Абакуновича посчастливилось намного больше, и удалые новгородские ушкуйники возвратились «из-за Камня» с богатой добычей. Остановлюсь сразу, и замечу, что вопрос об идентификации летописной «югры» остается в науке дискуссионным , и отождествление ее с «предками хантов и манси» далеко не бесспорно . Некоторые археологи пытались связать этот народ с Усть-Полуйской культурой, некоторые с загадочными «сииртя» , упоминавшимися в легендах ненцев-самоедов, пришедших в Заполярье с Саянского нагорья примерно в XIV в.

В 1483 г. великокняжеские воеводы Федор Курбский-Черный и Иван Салтык-Травин с 4-тысячной ратью перевалили через Средний Урал и «добра и полону взяли много. А от Сибири шли по Иртышу вниз, воюючи, да на Обь реку велику в Югорскую землю, и князей югорский воевали и в полон вели». В 1499 г. военный поход повторился под предводительством князя Петра Федоровича Ушатого , и снова окончился полной победой. В начале XVI в. сибирские ханы признали вассальную зависимость от России, нарушенную в 1563 г. шейбанидом Кучумом , убившим хана Едигера, и отказавшимся уплачивать дань. Потребовалось пол-века, чтобы после самоотверженных подвигов казаков Ермака, сменившихся действиями царских воевод, Западная Сибирь окончательно включена была в состав Российского государства.

Однако первое время зависимость местных народов оставалась чисто номинальной: периодически уплачивая ясак, формально принимая «из-под палки» христианскую веру, местные угро-самодийские народы остяков (хантов) и вогулов (манси) продожали поклоняться своим языческим божествам. Особое место среди вогульского культа занимала Сар-ни-Эква — «Золотая баба» , которую ряд исследователей не без некоторых оснований идентифицируют с упоминавшейся в скандинавских сагах о Биармии Йомали (Юмале) . Согласно легенде (но не историческим источникам!), вогульского идола якобы видели и казаки Ермака.

Первое в европейской литературе упоминание о «Золотой бабе» встречается в «Хронике Констанцского собора» Ульриха Рихенталя 1418 г. В 1517 г. о ней сообщает Матвей Меховский в «Трактате о двух Сарматиях» :

«Один старейший историк, описавший приход венгров, сообщает, что, по рассказам югров или венгров, они идя из Югры к Меотидским болотам, в пределах Белой Руссии видели ледяного идола. Этот автор утверждает, что в день Рождества христова пошел ледяной град и образовал фигуру девы, держащей младенца в венце, а затем изображение младенца стало постепенно таять и уменьшаться, пока наконец ко дню Обрезания Иисуса Христа все не растаяло. Образ девы, казалось, сделанный изо льда, местные жители пытались растопить, зажегши костры, но огонь ничего не растопил. Этот образ можно видеть в пределах области, именуемой Вятка, за Московией. Зовут его до сего дня «золотая старуха» или иначе Zlota baba, как я уже говорил при описании Сарматии.»
Ссылка:  vostlit.info/Texts/rus15/Meh ... etext2.htm

Существует гипотеза, что австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн лично встречался с участниками похода за Урал или Федора Курбского в 1483 г. или Петра Ушатого за Урал в 1499 г., результатом чего стал такой вот пассаж в его «Записках о Московии» (1549):

«В низовьях Оби до Золотой Старухи (Aurea anus, die gulde Vetl), где Обь впадает в океан, находятся реки: Сосьва, Berezwa и Надым (Danadim), которые все берут начало с горы Камень Большого Пояса и примыкающих к ней скал. Все народы, обитающие от этих рек до Золотой Старухи, считаются данниками государя московского. Золотая Баба (Slata baba), т. е. Золотая Старуха (или праматерь (Anfrau)), — это идол, стоящий при устье Оби в области Обдора (Obdora), на том (ulterior, jenig) берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено повсюду много крепостей, правители (domini) которых, как говорят, все подчинены государю московскому. Рассказывают, а выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи — это статуя в виде старухи, держащей на коленях (in gremio) сына, и там уже снова виден еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра.»
Ссылка:vostlit.info/Texts/rus8/Gerb ... etext6.htm

Привожу полностью текст интересной статьи Натальи Чистяковой-Ярославовой (г. Нефтекамск) , содержащей оригинальный взгляд на проблему идентификации «Золотой бабы»:

«После нескольких упоминаний о Золотой Бабе или Золотой Богородице , как называли её у древних славян, а также о богородичном пути Региона 72, в частности, в статьях «Мудрая благотворительность», «Инь и Янь мирового нефтяного рынка: о чем поют цены на нефть», «Пророчества о России, имени Правителя и Регионе 72», мне стали задавать вопросы о Золотой Богине . Одних интересовали, связанные с нею легенды, другие, напротив, проявляли труднообъяснимую агрессию и утверждали, что никто в Тюменской области, также как и в Ханты-Мансийском округе (Югре), никогда о Богине не слышал.

Поскольку внимание к теме велико, ниже я привожу все то, что волею судьбы попало в сферу моего внимания и представилось мне наиболее интересным в почти тысячелетней истории Золотой бабы, включая период, связанный непосредственно с Югрой (Белогорьем) и относящийся к 19-20 векам, а также и к нашим дням.

Золотая баба: 100 великих сокровищ и история длиною более 1000 лет.

Золотая Баба — одно из «Ста великих сокровищ» в истории человечества (серия «100 Великих»). Другие её имена: Золотая Владычица — Сорни Най, хантыйская богиня Калтась, Юмала, Гуаньинь, Злата Майя, Речная богиня. И как сказано выше, в сердцах древних славян она находит отклик как Золотая Богородица.

Наиболее поздние упоминания о Золотой Бабе относятся, по преданиям, к стране Обдорской — Белогорью . Согласно одним источникам последний раз святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов — в бассейне реки Обь. По другой информации — также в Югории, но 30 лет спустя, т.е. в 1961 году.

«Первые упоминания о загадочной Золотой бабе, которую позже историки будут отождествлять с угро-финской богиней Юмалой, можно обнаружить в исландских и скандинавских странах. По крайней мере, полученная викингами информация о ней заставляла их на протяжении трехсот лет — с 800-х по 1100-е — каждое столетие совершать набеги на Биармию, так они называли территорию нынешней северо-восточной части России. Однако им каждый раз приходилось возвращаться без добычи — местные жители успевали спрятать свое сокровище и, наученные горьким опытом, переправлять его все дальше на восток. Так с берегов Северной Двины за несколько столетий Золотая баба перекочевала за Урал» — такие данные о «миграции» Золотой бабы на Восток приводит Татьяна Самойлова, в одноименной статье «Золотая Баба».

Ещё в 10 веке о Золотом идоле ведал знаменитый скандинавский викинг-разбойник с характерным прозвищем Торир Собака , ходивший в эти годы в поход на Белое море и Северную Двину. По его словам, богиня сидела в глухом лесу на кургане, держа на коленях большую чашу. Вокруг громоздились сокровища, а земля кургана была смешана с монетами. Вот именно эти дары Богине не давали покоя алчным разбойникам, не говоря уже о том, что сама Богиня была, по легендам, сделанным из золота изваянием в человеческий рост, что, в не меньшей мере, волновало умы охотников за удачей.

Златовласая пророчица: поющие гусли и благословение жертвующим от сердца и души

Подобные же описания Златовласой богини относятся и к более поздним датам. «Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой — то тихонько, то чуть громче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю — и тем надеялся ее умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути»( folk.clow.ru .) А ведь путь, обращу внимание, можно воспринимать не только как конкретную дорогу, но и как жизненный путь.

В Сибирской летописи , повествующей о приключениях Богдана Брязгина , ближайшего друга и соратника Ермака, Золотая баба описывается так: «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая ; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет…». Как видим, почти тысячу лет насчитывает история Золотой богини и все эти 10 веков её золото и мистика будоражили умы современников. За ней гонялись разбойники и казаки, её прятали в лесах и болотах, её выкупали после краж, её увозили на Восток и на Север в годы гонений на языческих идолов.

Надо сказать, что сами народы ханты и манси, которые якобы не знают о Золотой бабе (так утверждает некоторое чиновное окружение, отвечающее за Югорский губернаторский пиар) получили первую «мировую» известность благодаря именно этой Золотой Женщине . В 1549 г. барон Зигмунд фон Герберштейн — посол Австрии в Москве издал книгу «Записки о московитских делах». К книге прилагалась и составленная им карта Московии или иначе Великой Татарии. Одной из достопримечательностей карты, тотчас привлекавшей внимание, было изображение женщины, сопровождаемое надписью латинскими буквами: SLATA ВАВА. Располагалось оно на карте неподалеку от того места, где река Обь впадала в Ледовитый океан. (из статьи «Кто же она такая Золотая Баба?»).

Австрийский посол не один год посвятил изучению истории Золотой женщины. Он долго добивался встречи с Семеном Курбским — одним из предводителей московской рати, посланной на завоевание Югорской земли и многие часы беседовал с ним, изучая легенды народов ханты и манси. После этих бесед на иностранной карте в районе современных Югры и Ямала появился первый объект «Золотая баба».

21 век: Золотая хозяйка Москвы и шаманы

Сегодня Северной Юноне (это ещё одно имя Богини) также, как и много лет назад, посвящают все новые и новые книги. Одна из них «Сказ про Гончара и «Золотую бабу» Вадима Панова . В аннотации к своему новому произведению Вадим Панов говорит: «Кто-то называл ее Богиней, кто-то — Золотой Бабой, но все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к Тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб и тысячи безвестных охотников за удачей. Многие века пропадали без вести авантюристы, осмелившиеся прикоснуться к тайне золотого изваяния Великой Матери, но она открывалась лишь тем, кого выбирала сама…».

В своей книге, аннотация к которой процитирована выше, Вадим Панов , по сути, «дописывает» историю Золотой Богини, относящуюся к нашему веку: «А в начале. Третьего тысячелетия случилось то, что ранее казалось невозможным — Золотая Женщина покинула свое древнее убежище и очутилась в одном из самых циничных и совсем не волшебных городов мира — в Москве…». Как видим, зачарованный Золотой Богиней автор развивает теперь уже выдуманную им историю, «в которой причудливо переплелись судьбы множества людей — от сыщиков экстра-класса до простых олигархов, от мистической хозяйки Москвы — до шаманов, приоткрылись многие тайны далекого и близкого прошлого, а главное, оказалось, что волшебниками не рождаются, ими становятся. Вернее, не волшебниками — Искусниками». (в т.ч. http://www.kp.ru).

Золотой Богине посвящена и книга Василия Дворцова «Terra Обдория» , удостоенная премии Алексея Толстого. В основе книги — приключения молодых людей, путешествующих по Сибири в поисках языческого идола, их невольное участие в шаманском обряде, охота на гигантскую щуку, война с колдуньей .

Легенды о Золотой Богине занимали умы не только писателей и фантастов, но также историков, археологов и просто фанатов этого Золотого Богородичного образа. Во всех работах названных авторов, много внимания уделяется описанию самой богини и поиску аналогий с другими древними женскими божествами, музыкальной гармонии Золотой Владычицы, путям её передвижения с Запада на Восток, связанной с ней мистикой и реальными историями тех, в чей судьбе, так или иначе, была встреча с Золотой богиней тишины и покоя. Весьма интересно и все то, что происходит вокруг этой Золотой женщины в сегодняшние дни.

Угро-финская богиня, древнеславянская Богородица или предтеча воплощения Будды?

В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен.

Как пишет в своей статье Татьяна Самойлова «По одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьем в руке, по другим — сидящая одетая или обнаженная женщина с ребенком на руках. И размеры у нее в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до «на аршин выше самого здорового мужика». Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге».

Австрийский посол С. Герберштейн, нанесший знак Золотой бабы на составленную им карту, записал, что, по слухам, за Уралом стоит большой идол Золотая Баба в виде женщины, которая носит в утробе сына. Упоминает он и о каких-то трубах, окружающих святилище идола и звучащих сами по себе. В других описаниях, она не только носит в утробе сына, но вообще создана по типу матрешки: т.е. мать, сын, внук. Таким образом, в целом Род (Семью) символизирует эта Богиня Рожанница. В иных свидетельствах, богиня устроена как колокол и способна улавливать малейшие вибрации и звуки .

Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Тепло в высказал любопытное предположение, что « Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя» [Изиды? - прим. ред.]. Итальянцы также считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры , которые в союзе с готами разрушили Римскую империю , а Золотая Баба — это будто бы статуя Юноны . Об этом говорится в исследованиях Н.Ионовой , описанных в статье «Странствия Золотой бабы» .

У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась. В представлениях манси Калтась — Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума.У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква — Богиня солнца, и Най-Эква — Богиня огня. Отождествление данной мансийской Богини («Куальтыссан-торум» в старых источниках) с легендарным идолом «Золотая Баба» стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета «сорни» («золотая»), прилагаемого к её имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей. Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре — красивая молодая Женщина. Когда золотая Калтась распускает Свои волосы, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет». В мифологии манси коса божества (как Женская, так и мужская) — олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни.

Однако директор Березовского научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова предостерегает относительно путаницы Золотой бабы и Калтась (Калташ) . Она обращает внимание, что Калтащ, по легенде является сестрой Золотой бабы. «Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня» — на это обратила внимание музейный работник.

Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой Бабы . Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба — это тибетская богиня бессмертия ГуаньИнь , предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально — «существо, стремящееся к просветлению») Авалокитешвары , одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды («Кто же она такая Золотая Баба?»).

Судя по гуслям и «функциям» (Рожанница, Богиня Макошь) северная Золотая баба, действительно имеет много общего с Сарасвати — Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине — индийской лютне. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром.

Возвращение Золотой Бабы и Возвращение Золотого Будды

Итак, Золотая Баба, вероятнее всего, «в одном из своих воплощений» — тибетская богиня бессмертия , выражающая извечную суть бодхисатвы (буквально — «существо, стремящееся к просветлению»), одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды. В таком случае, само присутствие Золотой бабы в Тюменской области (Регионе 72) указывает на прямую связь «Региона 72» с Тибетом.

В этой связи читаются иначе и слова Тибетского лидера Далай-Ламы, произнесенные им в начале декабря 2007 года, когда он не только призвал верующих молиться за то, чтобы его следующее воплощение произошло в России, но и заявил «что в следующем воплощении может быть женщиной». Учитывая при этом, что согласно буддийским канонам, Далай-лама считается воплощением Будды, получается, что Будда воплотится в женщине, живущей в России и идущей по пути просветления.

Через несколько дней Далай-лама выступил с другим сенсационным заявлением: «Сначала он сообщил, что вопреки традиции укажет своего преемника еще до своей смерти, а потом решил провести референдум о том, стоит ли ему вообще перерождаться. Если большинство проголосует «против», то, по словам тибетского лидера, он готов прервать шестисотлетнюю традицию реинкарнации Далай-лам» (unian.net) Таким образом, Далай-Лама может указать свою преемницу в России уже в этом веке.

Возможно, он знает намного больше, чем мы, и всего лишь предвосхищает то, что должно сбыться по пророчествам, в частности, предсказаниям, о Богородичном пути России.

Публикуя 18 декабря 2007 года статью «Пророчества о России, имени Правителя и Регионе 72: Династия 33 РА возрождается в династии 72 РА», я упоминала о том, что Тюменская область оказалась в фокусе внимания тех, кто исследует историю скифов и сарматов, а также древние пророчества, именно в связи со знаками Богородицы, которым отмечен наш регион. Ведь по чудесному стечению обстоятельств Тюменская область отмечена числом 72, а 72 согласно древнему учению Каббала — это число Бога творящего. Под Богом, творящим, в данном случае, подразумевается Царица Небес (Богородица), отображением которой и является число 72».

С учетом новой информации получается, что заявления Далай-Ламы о женщине преемнике и новом воплощении Будды в России, идет и в русле пророчеств о России, и в русле исследований по истории скифов и сарматов о династии 72 - РА.

Остается вопрос: «Как эта «Женщина-Преемник Будды» соотносится с православием?»

Мне думается православие лучше, чем мы знает о том, как это будет. Ведь не случайно , Директор программ Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, прибывший в гости к Далай-Ламе, передал личное послание главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. И после встречи сделал заявление: «Священноначалие Русской Православной Церкви с уважением относится к Его Святейшеству и радо было бы с ним встретиться».

В декабре 2007 года мне представилась возможность посетить временную экспозицию «Возвращении Будды» в Эрмитаже. Обратила внимание на положение рук Будды. А чуть позже, в других залах, заметила небольшую статуэтку Христа (Скандинавия 9—10 век?). И, что удивительно, этот скандинавский Христос «ровесник» Золотой бабы держал руки точно также как Будда … Похоже, между ними намного больше общего, чем нам было известно раньше… Итак, нас, возможно, ждет Возвращение Будды в женском образе… Золотая Богиня «оживает» в России, с одной стороны, в сенсационных заявлениях Далай-Ламы, с другой стороны в фантастике Вадима Панова , превращаясь в Хозяйку Москвы…

Золотая Богиня не жалует югорские власти

В 2001 году в статье «Заклятие Золотой бабы» Василий Дятлов рассказал загадочную историю о реставрации статуи легендарной Казымской Богини , часть которой я привожу ниже.

«К екатеринбургским реставраторам обратились сотрудники Ханты-Мансийского краеведческого музея с заурядной, казалось бы, просьбой: восстановить древнюю деревянную скульптуру, найденную сорок лет назад в районе поселка Юильск. Но прежде чем согласиться, екатеринбуржцы долго колебались: двухметровая, почерневшая от времени статуя изображала легендарную Казымскую богиню — божество хантов и манси, с именем которой связано много загадочного и трагического. Согласно преданию всякий, кто потревожит покой богини, может поплатиться за это жизнью и здоровьем. Факт остается фактом: все попытки использовать «юильского идола» в «просветительско-атеистических целях» заканчивались такими странными историями, которые заставили призадуматься даже закоренелых скептиков. Именно поэтому екатеринбургские реставраторы, не стесняясь своих суеверий, прятали изваяние от глаз посторонних, стараясь как можно меньше говорить об этом «экспонате».

Многие верят, что проклятие Казымской богини в силе до сих пор. За год до написания статьи Василием Дятловым, в Ханты-Мансийске в местном краеведческом музее по личной просьбе губернатора Александра Филипенко была устроена выставка предметов, связанных с Казымской богиней. Выставка закрылась, так и не успев принять первых посетителей. Смотрительницы начали жаловаться друг другу на резкое ухудшение самочувствия, разлады в семьях, а потому решили написать письмо губернатору с просьбой не открывать выставку. Женщинам не поверили, прислали бригаду медиков, которые, осмотрев их, зафиксировали у всех повышенное давление. Все, кто в те дни заходил в здание музея, сразу начинали ощущать необъяснимую тяжесть и желание поскорее выйти на воздух. Выставку свернули, но неприятности не закончились…» Проблемы начались у самих устроителей выставки…

Гнев потревоженной Богини

Как уже замечено выше, ханты и манси верят, что Казымская богиня — иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой — определяет судьбу человека. По преданию, «постоянным местом жительства» Золотой бабы являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска.

Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини , сделанная из чистого золота. Золотую бабу искали давно и продолжают искать до сих пор. И всегда эти поиски сопровождались событиями, смахивающими на мистику. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооруженных всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно.

Вопрос о Золотой бабе очень интересовал чекистов . В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что ее скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби — реке Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но взбунтовавшиеся охотники убили чекистов , после чего карательный отряд перестрелял почти всех местных мужчин , а у оставшихся отобрал ружья , чем обрек общину на голодную смерть. Святилище разорили, однако идол Золотой бабы обнаружен так и не был.

«Наконец в 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую бабу, была найдена в одном из лабазов (амбар на сваях из просмоленной древесины) близ поселка Юильск . Тогда это были земли колхоза имени 1 Мая. Председатель колхоза Семен Молданов распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Именно с того времени начинают происходить труднообъяснимые события, которые сами местные жители объясняют гневом потревоженной богини. Вот что рассказывает руководитель Ханты-Мансийского фольклорного фонда при НИИ обско-угорских народов Тимофей Молданов, дальний родственник Семена Молданова: «Приезжие решили забрать с собой деревянного идола и укрывавшие его одежды. Все это было благополучно доставлено в город, но затем начало происходить следующее. Все семеро приезжавших скончались друг за другом в течение трех месяцев. Та же участь постигла их детей и внуков. Их роды вообще перестали существовать. Но этим гнев Казымской богини не ограничился. У председателя колхоза было восемь детей. Все они также умерли за очень короткий срок. Сам же он три года страдал разными болезнями. Обращался к разным врачам, в том числе и московским, но никто не смог определить причину его недугов. Ярый атеист, он, в конце концов, обратился за помощью к знахарке, и та сказала, что на нем лежит мощное проклятие. Спустя какое-то время председателя парализовало».

Между тем история Золотой бабы обрастает все новыми легендами. Говорят, что в юильском лабазе в 1961 году действительно хранилось золотое изваяние Казымской богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надежном месте. Кое-кто из местных утверждает, что среди болот в окрестностях Юильска был маленький незаметный островок, на который чужому не попасть. Там, мол, и покоилась Золотая баба. А потом якобы, после постройки на Оби мощной гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой. По крайней мере, всем пришлым людям рассказывают именно такую версию событий, чтобы поменьше интересовались судьбой Золотой бабы. Когда мы спросили Тимофея Молданова, что он думает обо всем этом, он ответил: «Мы как без Бога остались, но не чувствуем этого. Для нас Казымская богиня все равно существует».

Скитания Золотой Бабы

Надо сказать, что многие века прятали Золотую женщину не только от разбойников и алчущих её богатств. Ряд исследователей считает, что её перемещение на Восток было связано с христианизацией и сопутствующим ему движением, так называемых, идолоборцев (борцов с идолами). Ведь, богиня по описаниям, была «лесным идолом», т.е. внехрамовым. Хотя имеются и другие источники, в которых это её уединенное и «лесное» существование рассматривается как временное.

Как пишет в своей статье исследователь Н.Ионина «С тех пор как известия о Золотой Бабе стали широко распространяться, ее помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. А. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «…Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются». Писал о Золотой Бабе и поляк М. Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях» : «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба...» Особенностью всех упомянутых выше карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в новгородских и пермских краях, а потом — в связи с христианизацией этих мест — ее перенесли за Урал».

Одним из первых упоминаний на Руси о Золотой Бабе является русская летопись от 1398 года, сообщающая о кончине Стефана Пермского. Летописец отмечает, что святитель жил среди язычников: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе» . Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.

В послании митрополита Симона пермякам в 1510 году , тем не менее, упоминалось о продолжающемся злостном поклонении местных племен «Золотому Идолу».

Легенда о Золотой бабе, очевидно, не давала покоя и дружинникам Ермака во время знаменитого похода за Урал. Вот что сообщает Сибирская Кунгурская/ летопись С.Ремезова. 5 марта 1582 года Ермак послал отряд под началом атамана Ивана [Богдана? - прим. ред.] Брязги вниз по Иртышу. Дойдя до с.Белогорье на р. Оби ниже устья Иртыша, отряд штурмом взял городище Нимъян , в котором казацкий лазутчик видел моленье Золотой бабе. После взятия городка, несмотря на упорные поиски, казаки её не нашли.

Шли века, православие все глубже проникало в Сибирь. В 1657 году на Конде был основан Кондинский монастырь как центр борьбы с язычеством. Всюду разыскивали, изымали, безжалостно сжигали «шайтанов» — деревянных кукол, божков в мехах. Но снова и снова шли в Тобольскую консисторию жалобы священников, что их прихожане, выйдя из церкви, несут подарки своим «шайтанам». А «Инструкция Кондинской миссии» , составленная незадолго до революции 1917 года, требует от миссионеров найти, наконец, богопротивного идола — Золотую бабу, которой поклоняются местные жители… (Из статьи «Золотая баба: легенды и были»).

Во исполнение этих указаний православный миссионер Григорий Новицкий , проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений: как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба. Трудно сказать, откуда узнал разжалованный полковник, а потом миссионер Григорий Новицкий, что Золотая баба находится в районе р. Конды. В 1712 году он начал энергично её разыскивать. Девять лет скитался по Конде. И, вероятно, не подозревал, что за ним из-за дремучих елей следят чьи-то зоркие глаза. Наверняка он был близко от места, где хранилось божество, так как его убили люди, оберегающие святыню. И осталась в ризнице митрополита недописанной книга г. Новицкого «Описание о народе остяцком».

Среди тайной переписки Тобольской консистории также хранится донос , датированный 1757 годом , на крещёных хантов — Сергея Шергу, Ивана Колываева и Алексея Пангля из Шаплинских юрт. В доносе говорилось, что они приносили жертвы тщательно скрываемому идолу — «шайтану» . Были они своеобразными уполномоченными по сбору дани для Золотой бабы.

Судя по информации статьи Татьяны Самойловой, поиски Золотой Бабы продолжаются до сих пор. Летом 1990 года этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН побывала в Ханты-Мансийском автономном округе, где, по преданиям, до сих пор живут тайные жрецы богини, обеспечивающие сохранность статуи. Сдержанный, по крайней мере, официально, интерес к поискам Золотой Бабы проявляет и «Космопоиск» . Во всяком случае, ее руководитель Вадим Чернобров лишь коротко сообщает об экспедиции 2003 года и намекает, что поиск будет продолжен.

Гнев Золотой Бабы в отношении тех, кто вынудил её скитаться не одно столетие, как показано выше, не заставил себя ждать. Ведь Золоту бабу манси и ханты называли самым сильным идолом, однако остается вопрос о том, была ли она языческим идолом…

Чью Богиню прячут ханты и манси?

В своем исследовании Н.Ионина задается вопросом: «Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь…. При этом возражения, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из церквей» ряд авторов считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села и посады, и вывозилась бытовая и церковная утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака. Упоминавшаяся выше Сибирская летопись свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения.

Исследователи образа Богини считают, что «это скульптурное изображение высокой художественной пробы, роднящей его с произведениями эпохи эллинизма. По крайней мере, ни в одном из описаний Золотой Бабы ни слова не говорится о ее уродстве; наоборот, все источники в один голос подчеркивают изящество и красоту кумира. Не подтверждает ли это взгляды тех исследователей, которые считают, что родиной Золотой Бабы является не земля древней Перми, а некая другая, где художественные каноны были прямо противоположны вкусам и представлениям югорских мастеров.

На этом основании среди фанатов Богини выделяются и те, кто склоняется к версии о её проиндоевропейском происхождении, о гипотезе родины индоевропейцев в Западной Сибири, о Гиперборее и культах рождённых этой культурой». Однако существует гипотеза и о том, что среди современных жителей югорских и ямальских земель также есть потомки тех самых гиперборейцев , которые частично перекочевали в Индию. В таком случае народы ханты и манси поклоняются как раз своей Богине, вернувшейся к ним несколько столетий назад в индоевропейском образе после долгих скитаний.

К такому же выводу склоняется В. Нейман , поддерживающий версию о том, что Золотая Баба — это статуя бодхисатвы Авалокитешвары. Как пишет Н.Ионина: «Он выдвигает очень любопытную гипотезу о том, что арии пришли в Центральную Азию 7-8 тысяч лет назад с погибших арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу... Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем стала святыней угров.

Общие гиперборейские корни Богини и современных жителей Белогорья объясняют, в таком случае, и факт самопожертвования, на который пошли хранители Золотой бабы, спрятавшие её, а потом убившие самих себя. Об этом факте, в частности, также говорится в статье Н.Иониной: «В 1981 году в местах, близких к истокам Северной Сосьвы, побывал пермский кинооператор М.А. Заплатан , рассказавший впоследствии о встречах с местными старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там находится Сар-ни-Эква («Золотая Женщина») : «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».

Существует легенда и о слепом старце Савве. Ослеплен же он был по той причине, что видел то (в частности, Богиню и путь к ней), чего не должен был больше увидеть. Ведь в Югорский период жизни Богини «в изгнании и в подполье» к ней не допускались даже местные князья. Только жрецы, да лазутчики видели её. Но жрецы убивали себя сами, а лазутчиков убивали хранители Золовласой богини. И коль скоро так мистически и не редко трагически развивалась история, наверное, теперь, действительно, лишь только Далай-Ламе дано увидеть эту Золотую Богиню и её реальное женское воплощение в XXI веке.»  yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=190

nasled.org/forum/viewtopic.php?f=4&t=8285