• Лента публикаций
  • Последние публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника
Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ
  • Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше

«Мукденская мясорубка»: Почему победа России над Японией привела к катастрофе

10 августа 2021
  • 3
  • 11
  • 1
  • 1
  • 2
Показать публикацию

19 февраля 1905 года началась самая кровопролитная сухопутная баталия Русско-японской войны. 

Трёхнедельное сражение, в которое были втянуты около полумиллиона человек, состоялось на территории третьей страны – Китая, возле города Мукден.

В битве пострадала почти треть личного состава противоборствующих армий, однако ни одна из сторон не смогла назваться безоговорочным победителем.

Как складывалась военная обстановка на фронте перед Мукденским сражением

Ояма Ивао – главнокомандующий японской армией./Фото: i.pinimg.com

Ояма Ивао – главнокомандующий японской армией.

К началу противостояния под Мукденом враждующие стороны были примерно равны по численности живой силы. В плане техники русские имели превосходство по артиллерийским орудиям, а японцы – по пулемётам. Битва имела важное стратегическое значение для обеих армий. Япония после нелёгкой победы под Порт-Артуром была практически обескровлена, финансово-экономические возможности страны – ограничены. Главнокомандующий армией маршал Ояма осознавал, что весьма потрёпанные части, оставшиеся после Порт-Артура, – это последний резерв, который он сможет получить в подкрепление. Но боевой дух его солдат, вдохновлённых предыдущими успехами, был высок, что вселяло веру в удачу.

В русской армии, командовал которой генерал Алексей Куропаткин, картина складывалась несколько иначе. Недостатка в живой силе, технике и боеприпасах не было, так как по Транссибу постоянно поступало пополнение. Однако у вновь прибывших был существенный недостаток – в основном, это были не кадровые военные, а запасники без достаточного опыта и подготовки. Неудовлетворительно действовала разведка. Кроме того, ряд проигранных из-за ошибок командования сражений, а также долетавшие до окопов вести о революционных событиях в Петербурге действовали на солдат разлагающе.

Какие были замыслы у русского и японского командования

Мукден (ныне Шэньян). Положение сторон в середине сентября 1904 года, непосредственно перед переходом Маньчжурской армии Российской империи в наступление (фрагмент)./Фото: upload.wikimedia.org

Мукден (ныне Шэньян). Положение сторон в середине сентября 1904 года, непосредственно перед переходом Маньчжурской армии Российской империи в наступление (фрагмент).

Командование Страны восходящего солнца в решающем сражении избрало активно-наступательную тактику, ставшую привычной на протяжении всей войны. В своих стратегических разработках Ояма сделал ставку на растянутость русской армии. Поэтому группировка его войск предполагала создание превосходства на флангах при отсутствии общего перевеса в силах. Это давало возможность совершить охват главных сил противника. Первым ходом должно было стать мощное наступление на левый фланг неприятеля, чтобы отвлечь его резервы. Далее планировался обходный удар на противоположном фланге, а затем смычка этих двух подразделений в русском тылу. А главные силы – три армии в центре – должны были нанести основной удар.

Как японцы атаковали восточный фланг русских

Русская батарея на позиции под Мукденом./Фото: upload.wikimedia.org

Русская батарея на позиции под Мукденом.

Начало 1905 года стало в России периодом резкого обострения внутриполитической ситуации. По стране неслись отзвуки «Кровавого воскресенья» – забастовки, стачки, митинги. В качестве средства для поднятия собственного престижа правительство Николая II выбрало успехи в войне с Японией, поэтому потребовало от Куропаткина решительных действий в Маньчжурии. Генерал уступил давлению и занялся разработкой наступательного плана. По его замыслу предполагалось нанести врагу решительный удар на левом фланге 25 февраля.

Но японцы упредили этот манёвр: ночью 19-го бросили на восточный фланг противника одну из своих армий и оттеснили передовые русские отряды с занимаемых позиций. Несмотря на отчаянную защиту и попытки контратак, положение русских частей ухудшалось. Окончательно склонил чашу весов в пользу Японии ряд тактических просчётов нашего командования, среди которых – неудачное маневрирование, частые и необоснованные ротации командного состава, формирование смешанных подразделений из неподготовленных людей. После очередного прорыва неприятеля Куропаткин отдал приказ об отступлении всей армии, и 10 марта японцы заняли Мукден.

Мукденское сражение оказалась не по силам ни одной из сторон. Обе армии понесли колоссальные потери в живой силе. Это была настоящая кровавая «мясорубка»: более 8 тысяч убитых и около 51 тысячи раненых у русских, почти 16 тысяч погибших и 60 тысяч раненых – у японцев.

Как итоги Мукденского сражения произвели гнетущее впечатление на обе стороны конфликта

Отступление русской армии после сражения под Мукденом./Фото: historytime.ru

Отступление русской армии после сражения под Мукденом.

Захват Мукдена вовсе не означал безоговорочной победы Японии. Маршал Ояма докладывал своему императору о том, что после мукденской пирровой победы новое сухопутное наступление будет трагической ошибкой, чреватой ростом потерь. Ведь на тот момент количество людей, призванных в армию, достигло критического для страны значения, а противник обладает огромным резервом живой силы и имеет возможность без труда перебросить её на Восток. Техники и боеприпасов для продолжения боевых действий против могущественного врага тоже недостаточно. На основании этого Ояма призывал правительство к поиску приемлемого варианта заключения мира.

Не сбылись надежды российского правительства на поднятие своего реноме благодаря победоносным военным действиям. После поражения под Мукденом русское общество проявляло крайне негативное отношение к войне, в которую на тот момент уже было вложено два миллиарда рублей. По требованию Николая II великий князь Николай Николаевич, общепризнанный военный авторитет, составил донесение о перспективах продолжения противостояния с Японией. Согласно его расчётам, для победного завершения вооружённого конфликта требовалось не менее года. Предполагаемые затраты составляли около миллиарда рублей, а потери убитыми (без учёта раненых и пленных) – до 200 тысяч человек. Такой неутешительный прогноз подтолкнул императора к пересмотру своего мнения относительно необходимости продолжения Русско-японской войны, и в августе 1905-го был подписан Портсмутский мирный договор.

Источник

+42
  • 3
  • 11
  • 1
  • 1
  • 2
Полина
созерцатель
  • Активность: 120k
  • Пол: Женщина
Полина созерцатель
История
Публикации месяца
Удивительные доисторические женщины, изменившие взгляды современных учёных
Удивительные доисторические женщины, ...
1909 1
Вундеркинды, которые стали успешны во взрослой жизни
Вундеркинды, которые стали успешны во...
1876 3
10 самых странных вещей из нашей Вселенной
10 самых странных вещей из нашей Всел...
928 2
10 невероятных вещей, ставших реальностью благодаря науке
10 невероятных вещей, ставших реально...
664 3
11 точных предсказаний ученых прошлого, которые сбылись
11 точных предсказаний ученых прошлог...
1064 2
10 терминов, неуместное использование которых расстраивает ученых
10 терминов, неуместное использование...
1668 3
Как воспитать великого правителя: Петр I и два его наставника
Как воспитать великого правителя: Пет...
1093 1
Если парить в небе, то красиво: 7 примеров необычных летательных аппаратов
Если парить в небе, то красиво: 7 при...
1307 2
10 поистине странных областей псевдонауки
10 поистине странных областей псевдон...
1076 3
7 загадочных артефактов, доказывающих существование развитых древних цивилизаций
7 загадочных артефактов, доказывающих...
901 1

Показать комментарий

[[comment.formatted_mark_curval]]
[[comment.formatted_mark_curval]]
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль
2 года назад

Рушан, Вы хотели рассмешить, но не получилось

+9
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль
2 года назад

Сергей, а может быть, как в Первой мировой, играла роль сомнительная значимость этой войны для россиян? Уж слишком похожи события 1904-1905 гг. на то, что будет десять лет спустя: правительство влезает в войну на в общем-то чужой территории за непонятные народу цели, а к тому же демонстрирует фатальное неумение руководить войной

+7
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль
2 года назад

У статьи странное название - "Почему победа России над Японией...". В самом тексте же четко говорится, что Мукден был победой - пусть пирровой - Японии, а не России.

+5

38 комментариев

Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль
2 года назад

None

Показать комментарий

У статьи странное название - "Почему победа России над Японией...". В самом тексте же четко говорится, что Мукден был победой - пусть пирровой - Японии, а не России.

+5
Рушан Мухамеджанов
злостный тролль
  • Активность: 10k
  • Репутация: -153
  • Пол: Мужчина
Рушан Мухамеджанов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий, дык в ентамта и пабэда...что проиграв-победить...точно также уже побеждены в савремэннай России карруптцыя и бэдность...а зряплаты врачей и учителей превысили зряплаты дэпутатаффф и министрафф...и в касмасах наипервейшие, и в строительстве дорог и инфлятцыи нету и коронавирус побежден и прочая...)

-9
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль Рушан Мухамеджанов
2 года назад

None

Показать комментарий

Рушан, Вы хотели рассмешить, но не получилось

+9
Рушан Мухамеджанов
злостный тролль
  • Активность: 10k
  • Репутация: -153
  • Пол: Мужчина
Рушан Мухамеджанов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий, хлавнае штоб мне весело было...)

-9
Василий Джугашвили
мастер
  • Активность: 16k
  • Репутация: 224
  • Пол: Мужчина
Василий Джугашвили мастер
2 года назад

None

Показать комментарий

отсутствие ж/д сообщений с центральной РОССИЕЙ и нерешительность генералов привело к трагедии русской армии!

+5
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль Василий Джугашвили
2 года назад

None

Показать комментарий

Сергей, а может быть, как в Первой мировой, играла роль сомнительная значимость этой войны для россиян? Уж слишком похожи события 1904-1905 гг. на то, что будет десять лет спустя: правительство влезает в войну на в общем-то чужой территории за непонятные народу цели, а к тому же демонстрирует фатальное неумение руководить войной

+7
Василий Джугашвили
мастер
  • Активность: 16k
  • Репутация: 224
  • Пол: Мужчина
Василий Джугашвили мастер Юрий Латов
2 года назад

None

Показать комментарий

Юрий, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ поступала мудро, иметь свой Форд-Пост на ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ-об этом хорошо сказано в романе Степанова "ПОРТ-АРТУР"!!

+2
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль Василий Джугашвили
2 года назад

None

Показать комментарий

Сергей, а вот сейчас мы не имеем этого Порт-Артура, вполне достаточно оказалось Владивостока и Хабаровска. И ведь вполне обходимся! Правительство любой страны должно уметь соизмерять значимость целей с ожидаемыми затратами на их реализацию. Идея "Желтороссии" оказалась не слишком значимой для России, а затраты - гипервысокими. Ведь японцы еще в 1890-е во время войны с Китаем показали, что они ОЧЕНЬ серьезный противник

-1
Арман Абильсиитов
тролль
  • Активность: 687
  • Репутация: -48
Арман Абильсиитов тролль Василий Джугашвили
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Сергей, в романе именно так и сказано: Форд-Пост?

-5
Василий Джугашвили
мастер
  • Активность: 16k
  • Репутация: 224
  • Пол: Мужчина
Василий Джугашвили мастер Арман Абильсиитов
2 года назад

None

Показать комментарий

Арман Абильсиитов, Форд-Пост это военное название, в романе сказано что ПОРТ АРТУР часть РОССИИ!

+1
Василий Джугашвили
мастер
  • Активность: 16k
  • Репутация: 224
  • Пол: Мужчина
Василий Джугашвили мастер Арман Абильсиитов
2 года назад

None

Показать комментарий

Арман Абильсиитов, ещё вопросы будут?

0
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий,с середины 19 века росия ссссрия росия ни одной войны не выиграла,
кроме как захват средневековых среднеазиатских государств,
выигрыш в войне это безусловное получение преимуществ и подавление противника внешнеполитическое, территориальное, финансовое, технологическое, и получение безусловного преимуществ,
полный, фактический и документально оформленный акт отказа врага от борьбы и интересов, ее породивших. Контролируемый со стороны победителя в дальнейшем. Или же - уничтожение противника.
со всеми этими победоносными войнами на территории росии за последние 100 лет уже третье государство и история продолжается,

-8
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль федор иванов
2 года назад

None

Показать комментарий

lflo8160, Вы "несколько" преувеличиваете: Россия выиграла войну с Турцией в 1870-х, был успешный поход на Пекин в 1900-х, а в советское время - войны с Финляндией, Германией и Японией, плюс в постсоветское - с Грузией. Во всех перечисленных случаях это было именно "безусловное получение преимуществ", с уничтожением живой силы врага, с отказом врага от дальнейшей борьбы. Насчет 3-его по счёту государства - ну и что? Во Франции их тоже сменилось три, в Германии и Австрии - даже по пять. И история действительно - вопреки Фукуяме - не окончена.

0
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий, с пекином да вы правы, забыл,
пор Вторую Мировую которую сссрия с германией вместе организовала и начала,
со стороны СССР цели войны не достигнуты, большая часть Европы осталась свободной, вне ссркой оккупации, население понесло невосполнимые потери, 42 000 000 культурные ценности, золотой запас, который собирался предками несколько столетий, человеческие, производственные, сырьевые ресурсы, растрачены на производство вооружение и средств производства вооружений, экология загажена, СССР и оккупированные страны восточной Европы оказались в изоляции, следствие отставание в науке, в производстве скатывание на уровень стран третьего мира, деградация морали, отсутствие разделяемой всеми идеологии, нравственности, в результате СССР развалился, Германия объединена, социалистической системы, стран нет, экономика проигравшей Германии сильнейшая в Европе и одна из ведущих в мире, как живут ветераны и просто граждане в Германии и в странах на территории СССР, сравнение не в нашу пользу, у нас не все погибшие погребены, в 90 х проигравшая страна от голода победителя спасала, ну и от последствий сссрия так и не оправилась развалилась

оккупация росией Молдовы, Грузии Украины,
росия после этого в международной изоляции, экономика развалена и к итогу как и сссрия, а территории да аннексированы, оккупированы, вместе с остальными самоопределятся будут

-8
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль федор иванов
2 года назад

None

Показать комментарий

lflo8160, путины приходят и уходят, Россия останется, лет через 5 увидите. Комментировать Ваш стандартный набор идеологических оценок не буду. Вы правы лишь в том, что при любой войне любая страна несет невосполнимые потери. Вон США провал войны во Вьетнаме переживали не одно десятилетие, хотя там погибло лишь примерно 50 тыс. американцев

0
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий, спасибо за корректность, про росию что происходит просто вижу, что дальше будет тоже понятно, к сожалению ничего положительного не просматривается, не откуда этому положительному взятся.

-8
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль федор иванов
2 года назад

None

Показать комментарий

lflo8160, почему ж, если посмотреть, скажем, на Турцию или Южную Корею, то общая модель эволюции стран догоняющего развития вполне понятна: они в целом постепенно сближаются с "Европой" несмотря на временные попятные тенденции. Через полвека Россия будет отличаться от "Европы" не сильнее, чем сейчас от нее отличается, скажем, Испания или Хорватия. Все-таки конвергенция систем - объективная реальность

0
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий, Турцию или Южную Корею.. эти страны догоняющие и развивающиеся, а росия и не догоняет и не развивается. в росии у власти кто был тот и остался. они сами, их назначенцы, наследники,
в росии сейчас падает практически всё, все отрасли, те кто во власти консервируют ситуацию что бы монетизировать все что возможно и перевести в активы за рубежом, открутить что возможно и тоже вывести.

те что сейчас у власти прекрасно понимают, что страна, территория нежизнеспособны, ну и скирдуют всё до чего дотягиваются для себя, у них сейчас как у мальчиша кибальчиша, лишь бы день простоять, да ночь продержаться, и за эти день ночь еще чего получится утащить, кому то из них воспользоваться может и получится, а разваливать и умышленно просто незачем. ну а создавать здесь уже не способны, те кто способен либо уехали либо уезжают,
к 2000 ным в росии отсталая неконкурентноспособная промышленность, отсталые технологии, в основном заимствованные,
ну и население, результат отрицательного отбора на протяжении поколений….

-8
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль федор иванов
2 года назад

None

Показать комментарий

lflo8160, поглядите для сравнения на ГОРАЗДО более бедный Китай. Они, конечно, растут бешеными темпами, но до "средней России" "среднему Китаю" расти еще не одно десятилетие. Я там лично бывал, Пекин выглядит местами гораздо модернизированнее Москвы, но "глубинки" похожи

0
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий, вы правы конечно, то что в росии от сссрии осталось более современно чем глубинка в Китае, правда эта глубинка росийская с изношеной на 70-90% комуналкой, и ремонты идут мало, аварии техногенные в росии уже происходят и дальше будут учащаться, к сожалению, чудес на свете не бывает,

в Китае уже пошло замедление роста, снизилось потребление китайских товаров в Америке Европе, и стала буксовать Китайская экономика,

ну мы вроде о росии,

-9
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий, про США, в отличии от росии США не находились тогда в системном кризисе и последствия войны во Вьетнаме не повлиял на большинство общества, не развалил государственные институты, экономика, наука, промышленность, образование продолжали жить и развиваться, изменения сильно затронули только армию

-8
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль федор иванов
2 года назад

None

Показать комментарий

lflo8160, не только, там были и антивоенные хиппи, и "синдром Рэмбо". И в современной России о системном кризисе и общем развале говорить трудно, я-то вижу, что "за окном" происходит

0
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Юрий, я тоже вижу, и что за окном и что в управлении, и в промышленности, хай тек которая

Почему у этой территории нет будущего?
Точнее не так, будущее у нее конечно есть, но все такое же говенное, как прошлое и настоящее.
Потому, что для реальных изменений нужно менять не только власть, на точно такую же, набранную с этой же территории, а на совершенно новую, с совершенно другими моральными принципами.
Где ее взять? Идеальный вариант снаружи, как, по счастливому обстоятельству, уже случалось тут пару раз за историю последних 500-т лет. Но кому и зачем это теперь нужно, я лично, придумать не могу.
Второй вариант изнутри, типа местного Ли Куанг Ю. Помните что он сделал в первую очередь? Правильно, посадил и расстрелял всех своих друзей, которые не захотели жить по новому!
Т. е. в том или ином случае ситуацию можно кардинально переломить лишь жесточайшими репрессиями, но опять же возникает вопрос исполнителей. Желающих поураганить конечно найдется немало, но сомневаюсь, что найдутся те, кто при этом не захочет еще поворовать и пограбить.
Так что в достаточно обозримом будущем, когда закончится бабло на охрану власти от населения, государство внезапно исчезнет, страна поделится еще раз на 6-8 новых стран и странок, получит программу от мирового сообщества "окорочка в обмен на боеголовки", и продолжит дальше воровать, грабить и отжимать (в общем гнить) в рамках все той же синергии, которой являлась всегда.
"Кому не нравится - уезжайте" (с) "патриотическая мантра"

-8
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль федор иванов
2 года назад

None

Показать комментарий

lflo8160, согласен лишь с тем, что России очень нужен свой Ли Куан Ю или хотя бы Дэн Сяо-пин. А раз нужен, то раньше или позже появится

0
Василий Джугашвили
мастер
  • Активность: 16k
  • Репутация: 224
  • Пол: Мужчина
Василий Джугашвили мастер федор иванов
2 года назад

None

Показать комментарий

lflo8160, 19 века росия ссссрия-что то новое в истории,19 век и СССР!

0
Сергей Бурылин
злостный тролль
  • Активность: 9311
  • Репутация: -215
  • Пол: Мужчина
Сергей Бурылин злостный тролль Василий Джугашвили
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Сергей, к трагедии русской армии привела сама попытка прихватить земли у Китая. Свою обустраивать надо.

-7
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль Сергей Бурылин
2 года назад

None

Показать комментарий

Сергей, там всё было немного тоньше: за Дальний Восток (Китай и Корею) подрались два агрессора, Россия и Япония. Справедливости ради, Россия вела себя приличнее в сравнении с японцами, и в общем-то претендовала не столько на "прихватывание" земель (уж слишком чужой и многочисленный там был народ), сколько на их бизнес-освоение и военные базы (КВЖД, Порт-Артур и прочее). Главная ошибка там была скорее военно-техническая: царская администрация слишком переоценила свои силы и недооценила японские. Действительно, устроить Цусиму, когда наш флот был уничтожен японцами почти без собственных потерь, - это надо было умудриться.

+3
Василий Джугашвили
мастер
  • Активность: 16k
  • Репутация: 224
  • Пол: Мужчина
Василий Джугашвили мастер
2 года назад

None

Показать комментарий

и во многом поражение флота под ЦУСИМОЙ усугубило поражение!

+4
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Василий Джугашвили
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Сергей, а поражение флота само собой произошло? или так же как и остальные успехи военные в росии? там мало побед у японцев, там в основном поражения у росии

-9
Василий Джугашвили
мастер
  • Активность: 16k
  • Репутация: 224
  • Пол: Мужчина
Василий Джугашвили мастер федор иванов
2 года назад

None

Показать комментарий

lflo8160, надо было разделить линкоры и крейсера, а не пускать в одном фарватере, дать крейсерам свободу действия в бою с японцами!

0
Николай
ученик
  • Активность: 401
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина
Николай ученик
2 года назад

None

Показать комментарий

Статья интересная,только под Мукденом наши проиграли,никакой ничьей не было. В этом ошибка автора

-3
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль Николай
2 года назад

None

Показать комментарий

Николай, в тексте заметки так и говорится, что японцы одержали победу, пусть и ценой бОльших потерь, чем отступившая наша армия. К тому же, поскольку в тылу разгоралась революция, даже победа российской армии при Мукдене (а она тоже могла быть только пирровой) общий исход этой войны не изменил бы.

+4
Сергей Кожин
злостный тролль
  • Активность: 5810
  • Репутация: -100
  • Пол: Мужчина
Сергей Кожин злостный тролль
2 года назад

None

Показать комментарий

Самая невезучая и самя тупая по руководству война России, нелепая гибель Макарова, Витгефта, совершенно неоправданный приказ верховного на прорыв 2ТЭ Рожественского, удивительная слабость куропаткина, который был учеником Скобелева и в принципе неплохо проявил себя в русско турецкой - дикая цепь непонятных событий...

+1
федор иванов
злостный тролль
  • Активность: 27k
  • Репутация: -386
  • Пол: Мужчина
федор иванов злостный тролль Сергей Кожин
2 года назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

Сергей, у росии/сссрии с войнами с середины 19 века как то не очень...

у современной росии тоже

-9
Анатолий Леонтьев
ученик
  • Активность: 911
  • Репутация: 6
  • Пол: Мужчина
Анатолий Леонтьев ученик
2 года назад

None

Показать комментарий

Да-а-а? Оказывается это Россия победила, а не Япония? Открытие новейшей истории РФ.

0
todt
злостный тролль
  • Активность: 2353
  • Репутация: -66
  • Пол: Мужчина
todt злостный тролль
2 года назад

None

Показать комментарий

Во-первых, спасибо Полине за выбор текста. Ваши тексты всегда интересны, хотя они явно не женской тематики, уже сомневаться стал, а Полина ли? Во-вторых, "великий князь Николай Николаевич, общепризнанный военный авторитет" чистый пиар - в Первую мировую Николай II вынужден был этого главнокомандующего "полководца" отстранить и взять командование на себя. Что этот "вояка" постоянно пихал Россию в войны (да ещё как коррупционер на стороне тех, кто ему отваливал "комиссионные" это да, "военный авторитет" .

-1
Юрий Латов
злостный тролль
  • Активность: 12k
  • Репутация: -402
  • Пол: Мужчина
Юрий Латов злостный тролль todt
2 года назад

None

Показать комментарий

todt, некоторые историки рассматривают отстранение Николаем II Николая Николаевича от верховного командования как очередную ошибку нашего последнего горе-императора.

0
todt
злостный тролль
  • Активность: 2353
  • Репутация: -66
  • Пол: Мужчина
todt злостный тролль Юрий Латов
2 года назад

None

Показать комментарий

Юрий, "некоторые" не учитывают сложившуюся обстановку на фронте. Думаете, Николай II рвался возглавить армию? Он вынужден был, и заодно прикрыть своего дядю.

0

Показать комментарий

[[comment.formatted_mark_curval]]
[[comment.formatted_mark_curval]]
< >
[[post.title]]

Молитвы Пресвятой Богородице о детях и их здравии
374 0

Молитвы Пресвятой Богородице о детях и их здравии

Почему Австрия так и не вступила в НАТО за 70 лет
507 1

Почему Австрия так и не вступила в НАТО за 70 лет

25 малоизвестных фактов о спутниках в Солнечной системе
330 0

25 малоизвестных фактов о спутниках в Солнечной системе

30 лучших стрижек и оттенков, которые помогут добиться потрясающего объема
645 0

30 лучших стрижек и оттенков, которые помогут добиться потрясающего объема

Как выбрать идеальную кожаную куртку: советы стилиста
467 0

Как выбрать идеальную кожаную куртку: советы стилиста

28 уморительных переводов меню из иностранных ресторанов
340 0

28 уморительных переводов меню из иностранных ресторанов

История образа Смоленской Божией Матери
244 0

История образа Смоленской Божией Матери

Крутая идея из обычного обруча
375 0

Крутая идея из обычного обруча

Фуд-арт для детей, или Еда, которую маленькие дети съедят за обе щёки
292 1

Фуд-арт для детей, или Еда, которую маленькие дети съедят за обе щёки

Удивительные поделки из пластиковых труб
542 0

Удивительные поделки из пластиковых труб

[[post.title]]

Последние публикации

Читать далее
10 необычных и аномальных небесных тел, которые приводят в смятение учёных

10 необычных и аномальных небесных тел, которые приводят в смятение учёных

248 0
Марина
Другой Гагарин: интересные факты из жизни

Другой Гагарин: интересные факты из жизни

99 0
Марина
10 способов покорить космос, которые могут однажды сработать

10 способов покорить космос, которые могут однажды сработать

73 0
Марина
Какие приемы и маневры делали монгольскую армию Чингисхана самой сильной

Какие приемы и маневры делали монгольскую армию Чингисхана самой сильной

73 0
Марина
7 чудес солнечной системы

7 чудес солнечной системы

61 0
Марина
10 попыток создать вечный двигатель

10 попыток создать вечный двигатель

42 0
Марина
10 самых странных спутников солнечной системы

10 самых странных спутников солнечной системы

526 0
Марина

Читать далее

Рекомендуем

Читать далее
Как правильно бросать монетки для привлечения удачи и исполнения желаний?

Как правильно бросать монетки для привлечения удачи и исполнения желаний?

283 0
Вайке
Кто наводит порчу на свадьбах и как от этого защититься?

Кто наводит порчу на свадьбах и как от этого защититься?

330 2
Вайке
Драцена — пересадка в новый горшок в домашних условиях

Драцена — пересадка в новый горшок в домашних условиях

207 0
Ирина
Эпичные надписи на ценниках и этикетках

Эпичные надписи на ценниках и этикетках

549 1
Ирина
28 уморительных переводов меню из иностранных ресторанов

28 уморительных переводов меню из иностранных ресторанов

340 0
Марина

Читать далее
  • Помощь
  • Реклама
  • Пользовательское соглашение
  • Правообладателям

Использование материалов сайта возможно только при указании гиперссылки на источник

Обратная связь
  • vk
© 2023, Наука и техника
[[plusRating]]
[[minusRating]]