Одним из самых известных и одновременно забытых русских князей является Андрей Боголюбский, годы правления и дела которого можно считать отправной точкой образования централизованного Великорусского государства, которое впоследствии стало называться Московией и Россией.

История становления и правления

Точная дата рождения старшего сына Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого Андрея неизвестна. Математическим путем от даты смерти исследователи высчитали дату рождения – то ли 1111, то ли 1113 год. Матерью Андрея была первая жена Долгорукого – дочь половецкого князя. Летописи начинают сообщать об Андрее Юрьевиче с начала его княжения в различных удельных городах, куда его назначает отец.

Великий князь и царь Андрей Боголюбский, годы правления

Считается, что в детстве и юности Андрей получил хорошее церковное и светское образование.

В период становления Андрея как молодого князя Юрий Долгорукий ведет практически постоянные войны за присоединение к Суздальской земле окрестных княжеств и городов, борется за право занимать киевский великокняжеский стол. Во всех войнах князь Андрей сопровождает его и участвует в битвах, где показывает себя умелым и храбрым бойцом.

Впервые захватив власть в Киеве и став великим князем в 1149 году, Долгорукий ставит своего сына на княжение в Вышгороде, который защищает подходы к Киеву с севера.

Однако молодого князя мало привлекает жизнь в южной Руси, и он с позволения отца отправляется княжить сначала в Туров и Пинск, а затем в Суздальскую землю, любимый Владимир.

В 1155 году Юрий Долгорукий во второй раз захватывает власть в Киеве, и Андрей снова становится князем в Вышгороде, но, вопреки желанию отца, покидает его, прихватив (украв при помощи подкупленных монахов) с собой в Суздальскую землю икону Богородицы, привезенную когда-то из Константинополя и которую впоследствии станут называть Владимирской. Существует предание, что написана она евангелистом Лукой.

Оправдывается этот далеко не благопристойный поступок князя Андрея тем, что икона сама стремилась к нему и уже по дороге в Суздальскую землю стала совершать чудеса.

В 1157 году умирает Ю. Долгорукий. Чаще всего причиной смерти называют отравление князя киевлянами. Что произошло на самом деле неизвестно.

Князь Андрей после отца становится великим киевским князем, одновременно его избирают князем в Суздале, Ростове и Владимире. При этом великий князь не едет на княжение в Киев, а остается во Владимире, а в Киеве поочередно правят ставленники великого князя. Столицей великого княжения объявляется маленький городок Владимир.

История становления и правления

Для понимания коренного переворота, совершенного Андреем Юрьевичем, нужно понимать, что на Руси существовали два основных вида княжеского правления:

  • В южной и западной Руси князья перемещались из города в город, в зависимости от старшинства в родовом древе, и не задерживались на одном месте долгое время. Во времена княжеских усобиц такой порядок часто нарушался, но оставался основой для распределения княжеских уделов. Пределом мечтаний было занятие киевского великокняжеского стола.
  • В северной Руси (Новгородской земле) князья призывались или изгонялись вече в случае военной опасности, непосредственное управление государством принадлежало посадникам.

Для усиления значения новой столицы в ней было развернуто каменное строительство. Первыми постройками стали крепостные стены с золотыми, серебряными и медными воротами и несколько грандиозных храмов.

Правление князь Андрей осуществлял из специально построенной резиденции - города Боголюбова, который и добавил к его имени прозвище.

С юных лет князь Андрей вместе с отцом участвовал в междоусобных распрях князей, поэтому все свои дальнейшие мероприятия направил на укрепление единовластия на Руси с Владимиро-Суздальским княжеством во главе:

  • в 1162 году для того чтобы избавиться от конкурентов на единоличную княжескую власть, из Владимиро-Суздальской земли изгоняются все родственники великого князя;
  • из княжества изгнана вся старая отцовская дружина – большие отцовские бояре, которые пытались влиять на решения князя;
  • город Владимир становится настоящей, быстро развивающейся и растущей столицей северо-восточной Руси;
  • добился, чтобы Новгород с 1160 по 1167 гг. принимал князей от него;
  • в 1169 году полностью разорил и сжег Киев, который окончательно потерял свое первостепенное политическое значение для Руси;
  • в 1170 году после войны с Новгородом возвращает себе право ставить в нем своих князей;
  • во главу своего права на правление на Руси возводит божественное предназначение, которое освещает привезенная из Вышгорода икона Божьей Матери;

    Андрей Боголюбский

  • по инициативе князя утверждены праздники Спаса и Покрова, которые не были приняты в Византии;
  • возводит множество христианских храмов по всей территории своих владений, что способствует объединению населения вокруг церкви и князя. Наиболее значительными храмовыми постройками стали Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли;
  • пытался перенести из Киева или открыть новую митрополичью кафедру во Владимире;
  • стремился к религиозной и культурной независимости Руси от Византии;
  • распространил свое политическое влияние на всю Русь.

Еще при жизни князя в письменных источниках стали называть «царем», а это говорит о признании его власти современниками.

Убийство князя Андрея Боголюбского

Убит Андрей Боголюбский в 1174 году собственными боярами. Причины убийства:

  • знать Суздаля, Ростова и Владимира стремительно теряла свои привилегии и власть при таком князе, чей авторитет стремительно рос в глазах населения;
  • практически полная потеря союзников среди других князей, которых Боголюбский стремился подчинить своей воле;
  • отсутствие поддержки единоличного правления среди бояр и родственников;
  • личная месть – по приказу князя был казнен брат одного из участников заговора.

Похоронили князя только на пятый день после убийства. Все это время происходил грабеж Боголюбова и Владимира. Местом упокоения бывшего властителя стал Успенский собор во Владимире.

Убийство князя Андрея Боголюбского

Существует легенда, что князь Всеволод Большое Гнездо приказал заколотить убийц Боголюбского в ящик и утопить в озере.

В 1702 году князь Андрей Боголюбский причислен к лику святых за политику, направленную на укрепление государства в духе христианской веры. Основанием для канонизации стали:

  • перемещение в «нужное» место иконы Богородицы;
  • строительство множества каменных храмов;
  • широкое распространение князем христианства;
  • мученическая смерть.

В Советское время мощи Андрея Боголюбского подвергались исследованиям, после чего долгое время хранились в музейных запасниках.

Исследования подтвердили множественные колющие и рубящие повреждения на костях скелета.

По черепу князя М.М. Герасимовым был восстановлен его внешний вид, который оказался восточным. Более поздние исследования лица князя при помощи компьютерных технологий «восточность» не подтвердили.

Только в 1987 году останки князя вернулись во Владимирский Успенский собор.

Святой мученик Андрей Боголюбский годы правления посвятил строительству нового русского государства с центром в Ростово-Суздальских-Владимирских землях. Большинство владимирских, а затем и московских князей продолжали и развивали политику Боголюбского. По сравнению со многими современниками, его можно считать миролюбивым и благоверным. Однако современники отличают и жестокость князя. Чего стоит разграбление Киева, после которого даже татарам там было нечего делать?

Читайте также:

Сколько лет правила Екатерина I и основные вехи ее жизни

Как и сколько правила Екатерина II Великая